На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Странник

244 подписчика

ЦВЕТ НАШЕЙ ПИЩИ

Я не буду Вам  доказывать, что важно выбирать пищу, и что ее цвет надо учитывать не только как признак качества. Просто буду выставлять на эту тему интресные сообщения.

Первое из сторонника Аюрведы.

Вкусовая палитра

Если вы решили, что речь пойдет о "кулинарных вкусах", вы не совсем правы. То есть, вы, конечно, правы, поскольку кулинары и повара всего мира оценивают гамму вкусов в цветах: синий вкус, голубой, красный - как и оттенки запахов. Однако та оценка проводится с точки зрения вкусового букета. Нас он тоже будет интересовать, но с другой, функциональной точки зрения. В отношении выбора лечебных вкусов мы уже более или менее определялись: слабая печень - побольше зеленого, слабое сердце - побольше красного и так далее. Если соответствующий орган находится в гиперфункции, наоборот, поменьше соответствующего цвета. Однако как быть, если мы хотим с вами составить аюрведическое блюдо гармонизирующего характера, которое будет просто повышать энергетику организма, делать его более здоровым и бодрым, без специального лечебного эффекта?
Здесь нам на помощь приходит базовая школа аюрведы, которая рекомендует проводить процедуры, помогающие "набирать энергию от Солнца". Ну, собственно говоря, вся энергия на нашей Земле от Солнца. По крайней мере, та, которую мы с вами "поедаем". Травка растет под солнцем, травку съедает коровка, коровка дает молоко и так далее. Из этого, казалось бы, вполне простого вплоть до примитивного правила возникает решение составлять блюда так, чтобы итоговый "цвет" был желтым. Точнее, от бело - желтого до оранжевого. Под цветом понимается, как обычно, влияние качеств продуктов и вкусов. С бело - желтым понятно: это сочетание белых и желтых продуктов, оранжевый получается при смешении желтого и красного - в общем цвет солнца от восхода до заката. По ночам питаться не рекомендуется - в это время суток продукты практически не усваиваются, и все остается про запас.
Цвет солнца "в обед" - около полудня - дает оптимальную гамму питания для этого времени. Вечернее солнце ближе к оранжевому, так что ужин должен пройти именно в этой тональности. Объяснение этого весьма простое: наши с вами биоритмы строго соответствуют солнечным часам, так что утром у нас повышенная активность или бодрость, а к вечеру тоничность органов и систем снижается, мы как бы готовимся ко сну. Так что красный цвет, который входит в цвет вечернего солнца повышает огонь агни и, соответственно, процессы пищеварения. Повышать их надо, поскольку, если уж мы решили с вами поужинать, следует не забыть помочь организму усвоить пищу, поскольку энергетика организма уже снижается.
"Светло - белый завтрак" - цвет омлета на молоке - прекрасно нормализует "утреннюю активность", давая ей энергию, но не позволяя ей перейти в невроз. Многие гипотоники "не могут утром без кофе" - и здесь просто выйти из положения, добавив в то же омлет немного красного перца, лучше, конечно, сладкого. Примерно так и формируется аюрведическая система питания. Здесь важен не столько продукт, сколько умение сделать блюдо гармоничным.
Теперь вернемся к нашему исследованию. Если картофель - зеленый и к нему добавить "красного", зеленый цвет исчезнет, но появится черный, что может повредить уже почкам. Кстати, сочетание цветов вы легко можете проверить на акварельных красках. Смешение цветов также соответствует смешению вкусов. Самый лучший вариант - попробовать перевести зеленый в желтый. Прямого варианта перехода нет, так что самый лучший вариант - добавить желтого, так, чтобы картофель из ярко - зеленого превратился в светло - зеленый. Яркость действия резко уменьшится.
Как известно, желтый цвет соответствует различным маслам, так что, добавляя масло, мы существенно снижаем "агрессивность" картофеля. К тому же он, картофель, "сухой и легкий" - избыток вата, масло, являющееся практически частой капха, его прекрасно "утяжелит" и "смажет". Так что, "в мундире" ли ваш картофель, или вы сварили его, предварительно очистив, есть без масла его не рекомендуется. Другое дело - картофельное пюре. Если пюре готовится на молоке с ложкой топленого масла, картофель сразу становится и более "светлым", и менее "жестким" (поскольку молоко - это "белая капха"), и менее "сухим" (как -никак, молоко - это жидкость).
Вы, наверное, уже заметили, что проведенный нами сугубо научный аюрведический анализ приводит нас к тому, что мы обычно и делаем: и картофель - пюре, и картофель с маслом - это тот обычный вариант, которым мы питаемся. Мы с вами уже много говорили о французах, китайцах и индийцах, система питания которых строго соответствует их национальному патогенезу - смещению аюрведических конституций, возникшей в связи с историческим регионом проживания. Но мы с вами еще и выработали "достаточно трезвый подход" к собственной системе питания, который при аюрведическом анализе дает очень хорошие результаты. Так что в целом "традиционные рецепты" не так уж и плохи, разумеется, для соответствующей местности. И лишь новые блюда требуют дополнительной коррекции, или точнее, адаптации к нашим условиям.
Несколько полезных советов в отношении каш. Обычно приготовление каши труда не представляет. Чуть сложнее с рисом, который, как известно, склонен слипаться. Здесь его или нужно тщательно промывать в холодной подсоленной воде, потом предварительно замачивать, или предварительно "промаслить". Промывать и замачивать можно твердые и сухие сорта риса: среднеазиатский и китайский. Отличить его просто: по цвету этот рис более желтый, вплоть до темно - желтого (коричневый рис), а главное, по форме зерна более круглые. "Влажный рис" - вьетнамский и корейский - более белый, даже с голубизной, и главное, по форме он длинный как спичка, круглых бочков не просматривается. Так что если вы решили приготовить рис, главное выяснить, "круглый" он или "прямой", поскольку "прямой" рис нельзя замачивать, он и так сам по себе "влажный", так что после часа замачивания начинает разваливаться. Его нужно промаслить: моете рис, сушите и высыпаете на сковородку с разогретым растительным маслом. Перемешивая, доводите рис до состояния "прозрачности", после чего ваш рис не будет ни слипаться, ни развариваться. А вот твердые сорта промасливать нельзя категорически, иначе потом его трудно будет довести до готовности. Его, наоборот, нужно только замачивать. При этом обычный вариант - за два часа до приготовления. Среднеазиатский рис, например, узбекский, замачивается на ночь.
Аюрведический "плов" - собственно говоря, основа аюрведического питания, готовится достаточно просто: главное, чтобы при варке рис не слипался, а был "зернышко к зернышку". Для этого после любого из двух вариантов подготовки риса, которые мы с вами уже рассмотрели, его следует поставить на огонь в "плоской" кастрюле. Соотношение высоты и диаметра кастрюли должно быть примерно 1:3. В высоких кастрюлях "квадратных" по очертаниям рис будет подгорать. Рис надо залить водой на 1 сантиметр выше уровня зерен, довести до кипения на большом огне, после чего оставить на самом маленьком. Время приготовления риса зависит от его твердости и времени предварительного замачивания, и колеблется от 20 до 40 минут.
Данная техника - есть основа всех "пловов", в том числе узбекских, будь они аюрведическими или неаюрведическими Хотя вообще-то узбекский плов - блюдо аюрведическое. При правильном традиционном приготовлении он дает прекрасную функциональную компенсацию для людей, проживающих в соответствующем регионе.
Однако нас с вами будет интересовать "традиционно аюрведический плов". Здесь дело обстоит весьма просто: есть варианты приготовления плова "овощного", когда вместе с рисом кладутся овощи. Но для нас с вами этот вариант является не слишком привычным. А вот фруктовый вариант может порадовать и вас, и ваших гостей, а уж детей - особенно. К тому же рис, как продукт "белый", как "белый лист бумаги" - любой "цветной" агент его "расцвечивает". Так что любое лечебное блюдо легко приготовить на основе аюрведического плова, добавив туда ингредиенты соответствующих цветов. Добавлять можно все фрукты и овощи на выбор. Так что восточная система питания (и аюрведическая, и китайская, и среднеазиатская) действуют по принципу: правильно приготовленный рис варится со всем, что есть.
Очень хороши варианты с курагой, изюмом и всем, что имеет "желтую" тональность. Однако вишня, черешня, яблоки также придадут вашему кулинарному "сооружению" своеобразный блеск. Вкус риса пресный - "белый", что значит также отсутствие вкуса как такового. Поэтому допустим весь букет пряностей от острого перца до кари, правда, не забывайте о конституциях. Не пугая вас аюрведическими названиями блюд, трудно произносимыми, как, например, "масала дудх" - горячее молоко с шафраном и фисташками, "нарьял дудх" - горячее молоко с кокосами и пряностями, или, например "бандгобхи кофта" - голубцы с орехами и паниром, отметим, что наша с вами рисовая каша на молоке также находит широкое употребление, естественно с семенами кумина, натертого свежего имбиря, куркумы, с лимонным соком, с натертыми листьями кориандра или шпината и т.д.
Кстати, если вы с первого раза смогли прочитать индийскую транскрипцию "голубцов с орехами и паниром", я вас поздравляю, поскольку вашему автору этого не удалось.
Однако вернемся к серьезному. Таким образом, аюрведические каши состоят из круп, овощей, фруктов, но, главное в них - это итоговая коррекция вкуса пряностями. Не стоит думать, что в Индии живут одни кулинары: так, например, если индийская женщина собирается что-либо приготовить, она идет на рынок и покупает там нужную ей "масалу". Как вы думаете, что это такое? Совершенно верно, это заранее приготовленные смеси пряностей для различных мясных и молочных блюд. При этом индийцев очень устраивает наша "тюря" - горячее молоко с кусочками хлеба, предварительно обжаренного на сливочном масле с добавлением - да, вы не ошиблись - куркумы, тертых орехов, имбиря и т.д. Как мы уже говорили, при капха - конституции (индийский тип женщин и мужчин) превалирует слизь, с которой надо бороться применением пряностей, которые согревают и стимулируют обменные процессы. Именно поэтому в Индии пряности кладут даже в чай, что, впрочем, также неплохо.

Картина дня

наверх